БЛАГОТВОРЕНИЕ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Усыновление/опека/патронат » ЧаВо по усыновлению. » Юридическая (само)помощь усыновителям, опекунам, приемным... (Правовые основы деятельности волонтеров и НКО.)
Юридическая (само)помощь усыновителям, опекунам, приемным...
Татьяна77Дата: Вторник, 03.04.2012, 17:45 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Репутация: 0
Статус: Offline
Правовые основы деятельности волонтеров и некоммерческих организаций
в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей


До 2008 года единственным положением семейного законодательства РФ, которое могло иметь хоть какое-то отношение к деятельности волонтеров или некоммерческих организаций в области защиты прав детей-сирот, являлся последний абзац п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ (СК РФ), который гласит буквально следующее: "Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается". Данный запрет уточнялся в п. 4 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275, где говорится:

"4. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается".

К сожалению, ни в одном другом нормативном акте РФ нет определения "посреднической деятельности" в целом или "посреднической деятельности по усыновлению детей" в частности. Поэтому юристам ничего не оставалось, как толковать этот термин по аналогии с посредничеством в общегражданском смысле, а именно, что "посредническая деятельность по усыновлению детей" имеет место лишь в том случае, если она осуществляется:

(а) на возмездной/коммерческой основе (включая использование производной информации о детях) и

(б) от имени и в интересах конкретных кандидатов в усыновители, обращающихся к посреднику за данным видом услуги.

Только в конце 2008 года - с вступлением в силу Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" - деятельность волонтеров-частных лиц и организаций (действующих, как правило, скорее в интересах детей-сирот, чем конкретных усыновителей) впервые получила официальное признание. В частности, п. 4 ст. 6 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" устанавливает, что:

"Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации".

Соответствующие Правила были утверждены Постановлением Правительства РФ весной 2009 года, которые автор рекомендует прочесть полностью в оригинале. Наиболее важные пункты этого документа вкратце таковы:

Полномочия могут быть переданы лишь претендентам - юридическим лицам, а не гражданам - волонтерам, пусть даже и объединенным неформально (пп.1 и 4).

Организациям могут быть переданы

полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (но не усыновления!), включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; либо

полномочия по подбору и подготовке кандидатов в опекуны или приемные родители (но не усыновители!); либо

оба вида полномочий выше (пп. 2 и 5).

Передача полномочий должна быть обусловлена отсутствием или недостаточностью у органов опеки и попечительства "организационных, кадровых, технических и иных возможностей" (п. 2), что является, пожалуй, наиболее типичной проблемой российских органов опеки.

Организация выполняет переданные полномочия в тесном взаимодействии с органом опеки, передавая ему собранные сведения для дальнейшей обработки (пп. 6 и 7).

Передача полномочий никак не должна затрагивать принцип бесплатности всех процедур для кандидатов (п. 8), хотя двусторонний договор, заключаемый между органом опеки и организацией может предусматривать вознаграждение для последней за счет бюджетных средств (п. 3).

В Правилах не только нет общего перечня документов, необходимых для получения полномочий, но и прямо указано, что его определяет орган опеки по собственному усмотрению (п. 4), что создает опасность злоупотреблений. Однако, уточнено, что порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Минобразнауки РФ, а свое решение по заявке орган опеки обязан сообщить организации-претенденту в течение 30 дней со дня получения всех документов (п. 4).

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению переданных полномочий устанавливается органом опеки (п. 5).

http://www.adoptlaw.ru/1%20Adoptlaw%20main%20Volunteers%20NKO%20NN.htm
 
Форум » Усыновление/опека/патронат » ЧаВо по усыновлению. » Юридическая (само)помощь усыновителям, опекунам, приемным... (Правовые основы деятельности волонтеров и НКО.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: